Вы вошли как Гость | Группа "Гости"
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
"Средняя общеобразовательная школа № 31 имени Андрея Павловича Жданова"
муниципального образования города Братска

ДОРОЖНАЯ КАРТА

ДОРОЖНАЯ КАРТА

внедрения Программы развития воспитательной компоненты

в МБОУ «СОШ № 31 имени А. П. Жданова»

в 2013-2018 г «Воспитание – 2018»

 

Раздел 1. Пояснительная записка

 

«Дорожная карта» представляет собой систему мероприятий по реализации «Программы развития воспитательной компоненты в образовательных учреждениях Иркутской области на 2013-2018гг.», составленной на основе «Концепции воспитания детей Иркутской области».

Целью образования является национальный воспитательный идеал, отраженный в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», которая рассматривается как методологическая основа разработки и реализации образовательных стандартов второго поколения.

Для определения состояния воспитания в МБОУ «СОШ №31 имени

А. П. Жданова» (далее ОУ) был проведен проблемно-ориентированный анализ, на основе которого сформулирована основная цель «дорожной карты» – обеспечение существенного повышения эффективности и качества воспитания, внедрение современных форм и технологий воспитания в соответствии с «Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», Стратегией действий в интересах детей на 2012-2017 годы в Иркутской области, «Концепцией воспитания детей Иркутской области».

Согласно требованиям федеральных государственных образовательных стандартов общего образования в основную образовательную программу школы в обязательном порядке должна быть включена Программа воспитания, построенная на основе базовых национальных ценностей российского общества таких, как Человек, Отечество, Природа, Знание и Человечество. Результатом освоения воспитательной компоненты основной образовательной программы должны явиться «личностные результаты», определяемые как «система ценностных отношений обучающихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, его результатам».

В требованиях к условиям внедрения и реализации воспитательной компоненты появляется новая модель учителя, организующего урочную, внеурочную, внешкольную деятельность обучающихся в рамках целостного пространства на основе системно-деятельностного подхода. Ведущими характеристиками «нового» учителя являются способность к инновационной деятельности, методологическая культура, готовность к непрерывному процессу образования в течение всей жизни.

Система мероприятий по реализации Программы развития воспитательной компоненты в МБОУ «СОШ №31 имени А. П.Жданова» в «Дорожной карте «Воспитание-2018» представлена по направлениям:

1. Создание нормативно-правовой базы развития воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях.

2. Система мер по совершенствованию процесса развития воспитательной компоненты в образовательных учреждениях.

3. Формирование научно-технических основ развития воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях.

 

 

 

Раздел 2. Информация о состоянии воспитания

                   в МБОУ «СОШ № 31 имени А.П.Жданова»

 

  1. Общественные факторы воспитания

 

  1. Функциональная состоятельность семей в воспитании

учащихся.

В МБОУ «СОШ №31 имени А. П. Жданова» на 01.01.2014 обучается 783 ребенка в возрасте от 6,5 до 18 лет. При этом учащиеся имеют возможность посещать различные учреждения дополнительного образования, подведомственных департаменту образования: МАОУ ДОД ДТДиМ, МБОУ ДОД ЭБЦ, МАОУ ДОД ДЮСТШ (далее – УДОД).

В школе родителям представлена возможность быть полноценными участниками процесса обучения и воспитания детей. В соответствии с социальным паспортом:

  • 23% родителей имеют высшее образование,
  • 77% среднее и начальное профессиональное образование;
  • 7,3% служащие;
  • 4,2% предприниматели;
  • 72,6% рабочие;
  • 3,5% пенсионеры;
  • 12,4% безработные;
  • 72% семей являются полными;
  • 11% семей воспитывают от 3-х и более детей;
  • 24% семей являются малообеспеченными.
  • 0,8% семей, находящихся в социально-опасном положении;
  • 0,2% родителей, отрицательно влияющих на своих детей;
  • 2% педагогически несостоятельных семей.

Воспитанием  учащихся занимаются  1356 родителей.

         Результаты методики Е.Н. Степанова «Изучение удовлетворенности родителей работой ОУ» показал, что у родителей  младшей школы  удовлетворенность высокая (3,4 б), так же с 5 по 11 класс- уровень удовлетворенности родителей высокий (3,2б).

72% родителей учащихся активно участвуют в организации учебно-воспитательного процесса. Самый высокий показатель наблюдается в классах начальной ступени и 5-6 классах средней ступени– от70до 92%. Относительно низкие показатели участия родителей в организации учебно-воспитательного процесса зафиксированы в 1Г, 2Г,4Б, 7А,8Б классах – от 28 до 56%. В МБОУ«СОШ №31 имени А.П.Жданова»  активно действуют классные комитеты и Управляющий  совет школы. Данные формы самоуправления предоставляют возможность родителям получить достоверную информацию по актуальным вопросам жизнедеятельности школы, участвовать в принятии решений и управлении ОУ. Управляющий совет школы помогает руководителю решать хозяйственные проблемы, оказывают спонсорскую помощь, усиливая свою роль как органа общественного управления, является активным участником реализации программы воспитания и социализации учреждения, организуя деятельность родителей по нескольким направлениям: досуговая деятельность, работа по созданию имиджа учреждения, внедрение здоровьесберегающих технологий.

  1. Социальная направленность основных неформальных

детских объединений, куда входят учащиеся.

Жизнедеятельность ОУ характеризуется значительным разнообразием детских объединений, функционирующих на ее основе. В настоящее время на базе школы  действуют два объединения детей и подростков по интересам, которые насчитывают 629 участников.  (I ступень – ДОО «Звездочка», IIступень – Школьная республика  «Пульс», 8-11 классы Школьный Парламент). Социальная направленность неформальных детских объединений проявляется в проведении социально-значимых акций и активном участии в городских мероприятиях, конкурсах. Так, в 2013 году было проведено 103  мероприятия и акции для 783 учащихся.

В условиях развития института гражданского общества и роста востребованности общественной активности особую актуальность приобретает формирование добровольческого движения. В настоящее время в ОУ ведет работу волонтерское движение «Добровольчество», которое активно пропагандируют ценности здорового образа жизни.

В 2012/2013 году волонтеры участвовали в профильной смене «Добровольческий Актив», которую организовали  специалисты ДО совместно со специалистами ГБОУ «Центр профилактики, реабилитации и коррекции» г.Иркутск, где их обучили, как проводить акции, создавать социальные проекты, направленные на пропаганду ЗОЖ.

Проведенная учеба позволила учащимся не только активно участвовать в различных городских марафонах, конкурсах, но и организовывать самим акции благотворительные программы. Так, в 2013 году волонтеры провели 20 мероприятий различной направленности, в результате чего удалось охватить около 600 человек.

Кроме волонтерского движения  в ОУ активно развивается движение ЮИД. Школьный отряд  ЮИД (13 человек) помогают формировать в среде сверстников основы правового поведения на улицах Братска.

  1. Уровень развития первичных детских коллективов ОУ.

В ОУ 29 комплект классов, функционируют кружки различной направленности и спортивные секции.

Для изучения уровня развития детского коллектива в настоящее время в ОУ применяется методика  М.И. Рожкова, что позволяет сформулировать качественные и количественные показатели для оценки уровня развития ученического самоуправления.

Уровень развития первичных детских коллективовс 3 по 7 классы позволил выявить следующее:

- 94% классных коллективов ОУ обладают средним  уровнем самоуправления коллектива;

- 6% классов имеют низкий уровень самоуправления коллективом (7А).

Уровеньразвития ученического самоуправления с  8 по 11 классы:

- 75% классных коллективов ОУ обладают средним  уровнем самоуправления коллектива;

-25% имеют низкий уровень самоуправления коллективом(8Б, 11А). Требуется учеба.

Небольшая доля классов ближе к высокому уровню (больше 8 баллов) развития ученического самоуправления зафиксирована (0,8 баллов) в 4Б,4В.

В 92% классных коллективах отмечается высокая сплоченность, которая проявляется во взаимопомощи, высокой привлекательности группы для ее членов, развитой неформальной структуре.

2.1.4. Положение ребенка в коллективе.

         Социометрическое изучение межличностных отношений в детском коллективе позволяет определить неформальную структуру детской общности, систему внутренних симпатий и антипатий, выявить лидеров и «отверженных» членов группы. Методика социометрии направлена на изучение межличностных отношений в группе, позволила определить долю классных коллективов, обладающих типичным высоким уровнем благополучия взаимоотношений. По результатам исследования 54% классных коллективов школы имеют высокий социометрический статус; 84% классных коллективов с высокой удовлетворенностью детей своим положением в группе.

По данным исследования самые высокие показатели формирования межличностных отношений по всем аспектам наблюдаются в младших классах. Следует обратить внимание на очень низкий показатель доли учащихся с высоким социометрическим статусом в 8Б классе, хотя удовлетворённость своим положением в группе высокая. В этом классе идет борьба за лидерство, что необходимо учитывать классному руководителю при планировании воспитательной работы. Относительно низкие показатели в 6Б, 8Б классах говорят о недостаточной сформированности межличностных отношений в классных коллективах, что может стать препятствием в построении эффективного процесса воспитания.

 

2.1.5.Сформированность у школьных педагогов профессиональной позиции воспитателя (повышение квалификации по проблемам воспитания, классное руководство, инновации в воспитании и пр.).

Личностно-профессиональная позиция педагога как воспитателя – это способ реализации педагогом собственных базовых ценностей в деятельности по созданию условий для развития личности ребенка. С целью обучения педагогов в данном направлении в 2010/2011 учебном году на базе МБОУ «СОШ №31 имени А. П. Жданова» была организована базовая школа для классных руководителей «Внедрение педагогических технологий в воспитательную работу», в рамках которой была представлена позиция  отдельных педагогов, используемая при работе с классным коллективом, проведены мастер-классы интеграции учебной и внеучебной деятельности, представлены новые формы работы с родителями

В 2013/2014учебном году в ОУработает 28 классных руководителей, из них:

- 82% имеют высшее образование;

- 18% имеют среднее образование;

- 3% имеют высшую категорию;

- 59% имеют первую категорию.

Итоги промежуточной диагностики по сформированности у педагогов позиции воспитателя (автор П.В.Степанов)показали следующие результаты:

-46% педагогов имеют высокий уровень;

- 54% педагогов имеют средний уровень.

Промежуточные итоги изучения удовлетворенности педагогов жизнедеятельностью в ОУ (методика Е.Н.Степанова) показали, что коэффициент удовлетворенности - высокий.

Курсы повышения квалификации по вопросам работы с семьей, организованные  специалистами департамента образования совместно с ГБОУ «Центр профилактики, реабилитации и коррекции» г. Иркутск, прошли 18%  педагогов ОУ.

Также администрация ОУ самостоятельно направляла на курсы повышения квалификации педагогов по вопросам воспитания: на 1 сентября 2013 года 60% педагогов прошли курсы повышения квалификации.

 

  1. Организационные факторы воспитания

 

2.2.1.Использование воспитательных возможностей деятельности, в которой участвуют учащиеся. 

Полученные в результате исследования данные показали, что с 2011 года по настоящее время:

- с 82% до 86% возрос охват учащихся, занятых внеурочной деятельностью в ОУ;

- с 50,8% до 50,7% уменьшился охват учащихся дополнительным образованием вне  ОУ;

- в среднем 23,5% детей занято в УДОД;

- с 80,1% до 80,9% увеличилась доля учащихся, всего занятых во внеурочной деятельности;

- с 25,6% до 30,2% увеличилась доля учащихся, участвующих в работе детских общественных объединений, детском парламенте;

- в среднем 65% детей занято в городских спортивных мероприятиях;

- с 10,5% до 18,5% увеличилось количество учащихся, охваченных профилактическими программами;

- с 81% до 82% увеличилось количество детей, охваченных социальными проектами и акциями (I ступень);

- с 81 до 79% уменьшилось количество детей, охваченных социальными проектами и акциями (II-IIIступени);

- с 6,3% до 7,6% увеличилось количество детей, вовлеченных в волонтерское движение;

- с 1,4% до 1,6%  увеличилось количество юных инспекторов дорожного движения в ОУ;

-  1,2% количество несовершеннолетних, охваченных трудовой занятостью в свободное от учебы время.

 

  1. Стимулирование детского самоуправления в ОУ.

Главной составляющей воспитательной работы ОУ является ученическое самоуправление, которое предусматривает вовлечение всех учащихся в управление школьными делами, создание работоспособных органов коллектива, формирование у школьников отношение товарищеской взаимозависимости и организаторских качеств; приобщение ученического коллектива и каждого школьника к организации своей жизни и деятельности, самовоспитанию. В МБОУ «СОШ №31 имени А. П. Жданова»  налажена работа органов ученического самоуправления   «Республики «Пульс», которые представлены следующими формами: Школьный Парламент, который состоит из «Совета мэров», «Совет старшеклассников», классных органов самоуправления  и  руководителей отделов: «Социальной политики», «Культуры и досуга», «Правопорядка», «Информационный». Исполнительным и координирующим органом является Школьный Парламент, сформированный на выборной основе из учащихся 5-11 классов, во главе которого стоит спикер парламента. Всего в органах ученического самоуправления задействовано 86 человек. Члены школьного ученического самоуправления принимают активное участие в воспитательной работе ОУ, координируют работу активов классов, оказывают помощь в проведении вечеров, классных часов, выступают инициаторами в проведении школьных и муниципальных акций и мероприятий.

Деятельность школьных органов самоуправления координирует Детский городской Парламент (далее - ДГП), основными направлениями  которого продолжают оставаться: поддержка детского общественного движения, участие в проектной деятельности, организация и проведение городских акций по социально-значимым проблемам.

Парламентарии являются постоянными участниками областных и всероссийских мероприятий, входят в состав Городского детского парламента.

Члены ШП, в составе двух человек,с целью обмена интересного опыта работы, поощрения, участвовали в профильных сменах «Поколение NEXT», «Парламентская ночь», которые проводятся специалистами департамента образования и  стали традиционными.

По результатам работы членов самоуправления является традиционный «Форум Успеха», который проводится в конце учебного года.

 

2.2.3.Организация воспитывающей предметно-эстетической среды ОУ (соответствие приоритетным ценностям ОУ).

         Важнейшим условием обеспечения комфортной и стимулирующей школьной среды является грамотно организованное школьное пространство, его атмосфера и наполнение, поскольку правильно организованная среда способствует становлению личности учащегося.

         Основой построения воспитательного процесса в ОУ является Программа воспитания. В данном направлении в рамках ФГОС на начало 2013/2014 учебного года разработана  Программа духовно-нравственного воспитания учащихся  ступени начального общего образования и  ступени основного общего образования. Вариативная часть учебного плана  наряду с предметными спецкурсами, элективными курсами содержит предметы, которые направлены на формирование у учащихся ключевых ценностей в данном направлении («Основы православной культуры», уроки музыки, ИЗО, технологии и пр.). Внеурочной деятельностью в рамках ФГОС охвачены 100%(1-3 классы) учащихся младшей школы.

В ОУ сформированы традиции школы: проведение традиционных школьных мероприятий, акций, декад, Дней здоровья.

         Воспитательным потенциалом обладает не только учебный материал, но и внешний вид помещений и территории. В связи с этим предметно-эстетическая среда формируется согласно приоритетным ценностям  обустройства жизненного пространства учащихся ОУ, где большое внимание уделяется:

- оформлению школьного двора и  интерьера внутренних помещений с учетом подбора цвета, необходимого освещения;

- созданию фирменного стиля, имиджа, подчеркивающих индивидуальность ОУ;

- созданию зон отдыха для учащихся и педагогов;

- разработке атрибутов и символики  ОУ.

 

2.2.4.Организация внутришкольного повышения квалификации педагогов в сфере образования.

          В ОУ функционируют четыре МО, одним из них является МО классных руководителей, целью работы которого является развитие профессиональной компетентности классных руководителей и воспитателей в условиях реализации Концепции духовно-нравственного воспитания и развития личности обучающегося.

         Классные руководители, входящие в состав МО, владеют современными технологиями выполнения различных видов деятельности: педагогического мониторинга, проектной, организационной, экспертно-аналитической, исследовательской.

         Работа МО классных руководителей:

-участие педагогов в Методическом совете школы, педагогических советах;

-работа по темам самообразования;

-организация дистанционного образования;

-работа над единой методической темой;

-обмен своим педагогическим опытом с педагогами других школ.

 

  1. Ресурсное обеспечение процесса воспитания в ОУ

 

  1. воспитательный эффект

использования оборудования, аппаратуры, библиотеки и др.)

Оценка материально-технических ресурсов проводилась администрацией ОУ на основе самоэкспертизы. В ОУ созданы  условия для организации воспитательной работы, проведения досуговых мероприятий,  спортивных соревнований, мероприятий для всех участников воспитательного процесса, организации встреч с интересными людьми,ветеранами, а также проведения профилактической работы.   В ОУ  имеются физкультурные залы, актовый и лекционный залы, функционирует школьный музей.  Перечисленные помещения оснащены необходимым оборудованием.

В реализации цели воспитания и обучения большое значение занимает школьная библиотека: организация книжных выставок, проведение познавательных конкурсов и викторин, библиотечных уроков; наличие места для самостоятельной работы учащихся и педагогов с книгой, медиатекой, активно используемый фонд при проведении уроков – все это направлено на формирование у учащихся положительного отношения к таким ценностям, как Человек, Культура, Познание, Творчество, Знания.

Специалисты, работающие в воспитательном направлении, имеют рабочие места оснащенные всем необходимым, примерно 70%. Материально-техническое обеспечение регулярных воспитывающих мероприятий соответствует их целям и задачам, образовательной программе.  Наблюдается высокий уровень оснащенности  актового и лекционного залов и помещений  для организации разнообразной деятельности учащихся.

Администрация ОУ в достаточной мере удовлетворена наличием материально-технических ресурсов.

2.3.2.Средовые ресурсы (воспитательный эффект использования  ОО окружающей природной и культурной окружающей среды).

Для реализации Программы воспитания ОУ взаимодействуют с культурно-досуговыми и спортивными учреждениями города Братска. Учащиеся ОУ являются постоянными участниками мероприятий и конкурсов, проводимых структурными подразделениями МБУК «Централизованная библиотечная система города Братска» и МБУК «Братский городской объединенный музей». ОУ сотрудничает с такими организациями как: 

-Межрегиональный Общественный Благотворительный фонд «Единство»;

-Благотворительный фонд помощи детям-инвалидам и детям-сиротам «Доброта и забота»;

-Областное  государственное казённое учреждение «Социально – реабилитационный центр для несовершеннолетних Братского района»;

-Дом для Престарелых;

-МБУЗ «Детская городская больница» г. Братска;

-Детский областной специализированный дом ребёнка для детей с органическим поражением ЦНС с нарушением психики  г.Братск;

-Областное Государственное бюджетное учреждение социального обслуживания «Братский детский дом – интернат»;

-Совет ветеранов Центрального Округа  и г.Братска;

-Братская объединенная техническая школа ДОСААФ России;

-Приют «Дружок»;

-Отдел молодежной политики администрации города Братска;

-МАОУ ДОД  «ДТДиМ» г.Братск;

-МБУК «ЦБС г.Братска»;

-МБОУ  ДОД «ЭБЦ» г. Братска;

-АУ «Братский лесхоз»;

-Комитет солдатских матерей и отцов г.Братска и Братского  района.

Между ОУ и Межрегиональным Общественным Благотворительным фондом «Единство», МУБ БТУ г. Братска  заключены договоры о сотрудничестве, которые позволяют использовать потенциал окружающей среды в течение всего учебного года.

Налаживается связь с Братским драматическим театром,для использования потенциала в работе по духовно-нравственному и эстетическому воспитанию.

Так как город Братск находится в лесной зоне, то ОУ широко используют возможности проведения мероприятий на свежем воздухе: туристические походы, Дни здоровья, экологические тропы, в том числе и отдыха и оздоровления учащихся в период летних каникул на базе загородных оздоровительных учреждений. 

Регулярно во время осенних каникул на базе ОУ работает  площадка  для одаренных детей «Школа интеллектуального резерва», с охватом 25-50 человек. Летом 2014г. планируется открыть ДОЛ для детей от 7 до 12 лет.

 

2.3.3. Кадровые ресурсы (возможности коллектива в решении конкретных воспитательных задач).

Состояние воспитательного процесса в ОУ, эффективность реализации образовательных программ, программ воспитания напрямую зависит от профессиональной компетентности педагогических кадров:

- укомплектованность  ОУ  квалифицированными  специалистами  в  области воспитания – 100%;

- управление воспитательным процессом в ОУ организуют заместитель директора  ОУ по воспитательной работе, с первой квалификационной категорией;

- доля педагогических и руководящих работников, повысивших квалификацию по вопросам воспитания за последние 3 года - 35%;

-  доля  педагогических  работников,  использующих  в  учебном  процессе современные воспитательные технологии 86%.

 

2.3.4.Финансовые ресурсы (положительный  отрицательный)  воспитательный эффект  затрат: мероприятия, поддержка педагогов).

Система воспитательных мероприятий в ОУ реализуется через использование программно-целевого способа с финансированием из бюджета города Братска. Так, в 2013 году департаментом образования реализовывались следующие программы:

1) ведомственная целевая программа развития департамента образования администрации города Братска «Совершенствование организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, расположенных на территории города Братска» на 2012-2014 годы, утвержденная постановлением администрации муниципального образования города Братска от 15.11.2011 № 2502;

2) ведомственная целевая программа функционирования департамента образования администрации городаБратска «Гражданское и патриотическое воспитание несовершеннолетних города Братска» на 2011-2013 годы, утвержденная постановлением администрации муниципального образования города Братска от 24.11.2010 № 2476; 

3) ведомственная целевая программа функционирования департамента образования администрации города Братска «Функционирование учреждений дополнительного образования детей, подведомственных департаменту образования администрации города Братска» на 2011-2013 годы, утвержденная постановлением администрации муниципального образования города Братск от 15.10.2010 № 2194;

4) долгосрочная целевая программа «Организация отдыха, оздоровления и занятости детей города Братска» на 2012-2015 годы, утвержденная постановлением администрации муниципального образования города Братска от 14.11.2011 № 2486;

5) долгосрочная целевая программа «Профилактика социально-негативных явлений молодежи города Братска» на 2011-2013 годы.

В связи с изменениями в бюджетном законодательстве данные программы прекратили свое существование и с 01.01.2014 года начала действовать муниципальная программа «Образование» на 2014-2018 годы.

         В рамках поддержки одаренных детей в 2013-2014 уч.году двое учащихся ОУ получают материальное вознаграждение в виде стипендии главы администрации города Братска за успехи, достигнутые в области образования, культуры и спорта.

         ВОУ разработано Положение о стимулирующих выплатах педагогическим работникам, в котором предусмотрены выплаты за эффективность организации воспитательного процесса. Положительный воспитательный эффект – повышение активности классных коллективов и педагогов в городских марафонах, конкурсах, акциях и других мероприятиях.

 

Следующая страница.

 

 

 

Наверх